Закон взаимовлияния следов памяти

Закон взаимовлияния следов памятиПредположим, Вам нужно запомнить информацию. Вы её начинаете учить. Причём что интересно: отдельные кусочки информации выучить нетрудно, а всё вместе как-то не получается. Всё выветривается из головы. Конечно, дело может быть в обычной усталости - постепенно накапливаясь, она снижает способность к запоминанию. Но важно также и то, что отдельные части запоминаемой информации влияют друг на друга, мешая запоминанию. А вот как они влияют - и будет описано ниже. 

Дело в том, что запоминая информацию человек запоминает её не только в момент её сознательного запоминания (во время проговаривания, повторения, применения ассоциативного метода и т.д.), но и некоторое время после того как он закончил заучивание. В результате если человек выучил, к примеру, небольшое стихотворение (или что-то иное, например математическую формулу) и пошел прогуляться на улицу, то во время прогулки процесс запоминания, бессознательной обработки информации, будет продолжаться. Если же сразу после того, как он выучил одно стихотворение, начинает учить второе, то два процесса запоминания накладываются друг на друга, мешают друг другу и качество запоминания обоих стихотворений ухудшается. 

Процессы запоминания материала могут влиять друг на друга двумя способами, и каждый из них получил свое название. 

  1. Ретроактивное торможение. Новая информация ухудшает запоминание предыдущей. Большинству людей присуще именно ретроактивное торможение. Именно для них оказывается эффективным запоминание перед сном: выучил, лёг спать, ничего не мешает продолжающемуся процессу запоминанию.
  2. Проактивное торможение. Старая информация мешает запоминанию новой. Для людей, которым присущ данный способ запоминания лучше запоминать с утра. В этом случае нет предшествующей информации, которая может повлиять на запоминание новой.

Ниже приведены несколько советов, взятых из книги Татьяны Никитиной "Как развить суперпамять", выполнение которых поможет вам уменьшить влияние запоминаемой информации друг на друга. 

  1. Чем больше объем запоминаемого материала, тем более выражено отрицательное действие друг на друга следов памяти. Если вы запоминаете материал большого объема, то в силу действия законов торможения лучше всего запомнится начало и конец, середина же подвержена действию сразу двух видов торможения и поэтому запоминается хуже. Вот почему во время запоминания материала большого объема нужно обязательно делать перерывы. Если же вы сделаете перерыв, то у вас будет не два, а четыре пика вспоминания (два начала и два конца).
  2. Постарайтесь не только исключить запоминание после запоминания, но и сделать так, чтобы следующая после запоминания деятельность был другой по материалу. То есть, если вы запоминали даты по истории, не стоит делать математику, поскольку и там и там, материалом, с которым вы работаете, будут цифры. 
  3. Если же вы все вынуждены выполнить одно запоминание вслед за другим, постарайтесь, чтобы материал, подлежащий запоминанию, был как можно более разнообразным (то есть после заучивания стихотворения не стоит учить параграф по географии, так как и там и там материалом запоминания будет текст, а лучше выучить те же даты и формулы - материал, подлежащий запоминанию, достаточно разнородный. 
  4. Если после запоминания вы станете выполнять работу, которая является для вас сложной, то это тоже может заблокировать запоминание. Более того, сложная работа сразу после запоминания может оказать самое сильное тормозящее влияние на процессы памяти, даже сильнее, чем последующее запоминание однородной информации. Поэтому старайтесь избегать сразу после запоминания перехода к трудным для вас заданиям или работе. 

Так старый принцип "разделяй и властвуй" можно поставить на службу вашей памяти.