С чего начать развитие памяти? Два пути, две дороги

Вы решили улучшить свою память, чтобы тратить меньше времени на запоминание, быть впереди других и обеспечить себе, таким образом, больше возможностей в жизни? Но не всё так просто. Не существует простого алгоритма, в котором расписано по шагам, как гарантированно улучшить память. У разных людей разные способности, каждый человек работает в своей области и использует свою память по-своему. Для одних принесет пользу запоминание числовой информации, для других важна зрительная память, а кому-то по долгу службы просто необходимо запоминать людей.

Можно выделить два основных типа памяти и в зависимости от того, какой тип памяти выбран, выбирают и способ развития памяти. Условно их называют:

  • естественная память
  • искусственная память

Естественная память - это память, данная нам от рождения, которой пользуется каждый из нас. На форумах в интернете её как только не обзывают - естественная, врожденная, память, как психический процесс, и т.д. Так получилось, что материала по развитию этого вида памяти практически нет. Предполагается, что она есть и развитию не подлежит. Не считать же источником информации книги о памяти, которые содержат результаты всесторонних научных исследований, и вряд ли могут служить практическим руководством по улучшению возможностей своей памяти.

Также время от времени в интернете появляются статьи из серии “Ученые доказали...”, в которых упоминается о факторах влияющих на память. На деле оказывается, что эти статьи  часто противоречат друг другу или другим известным фактам. Например, однажды я встретил упоминание о том, что если выпить сладкого чаю, то через полчаса память будет лучше, чем если пить не сладкий чай. Проверено на студентах сдающих сессию. Но ведь известно, что сладкое оказывает отрицательное воздействие на запоминание. Возможно эти два факта и не противоречат друг другу и имеется вполне научное объяснение этому противоречию, но увы, оно мне неизвестно.

Единственный достоверный источник о развитии естественной памяти - аудиокурс Полонейчика Ивана Ивановича Принципы и методы развития памяти. Аудиокурс создан на основе материалов, проведенного им же, вебинара с таким же названием. В качестве основных источников своих познаний Иван Иванович ссылается на исследования американских ученых и книги Аткинсона.

Искусственная память - исторически это первый вид памяти, который люди научились целенаправленно развивать. Комплекс приемов для развития этой памяти получил название мнемоники или мнемотехники. И часто, когда говорят о развитии памяти, имеют в в виду именно мнемотехнику. Книги по этой распространены достаточно широко, продаются в книжных магазинах, их можно заказать через интернет. И если вы увидите объявление о курсах или тренингах по развитию памяти, то практически наверняка речь пойдёт о мнемотехнике. Используя же приемы мнемотехники можно достичь впечатляющих результатов:

  • долговременное запоминание длинных последовательностей (до нескольких тысяч!) чисел и слов
  • запоминание людей, которых вы видели один раз в жизни
  • воспроизведение  длинных текстов. 

Но, как справедливо замечают критики мнемотехники, использование её приёмов не развивает память. Сторонники соглашаются с этим утверждением и уточняют - мнемотехника не развивает память, а позволяет эффективно её использовать, учит работать с ней. Для запоминания, кроме самой памяти, используются также воображение, мышление, внимание. И если вы начнёте овладевать мнемотехникой, то через некоторое время заметите, что в основном развивается не память, а перечисленные выше воображение, мышление и внимание. 

Вот такие две разновидности памяти мы рассмотрели в данной статье. Если естественная память у вас развита хорошо или находится просто на среднем уровне, то вы сможете в короткие сроки значительно увеличить её возможности с помощью занятий мнемотехникой. Если же ваша естественная память развита слабо, то приемы мнемотехники не принесут быстрого результата. Лучше сосредоточиться на развитии зрительной памяти (ведь в мнемотехнике широко используется визуализация), тренировке навыка запоминания, умению концентрировать внимание.